Меню

О нас О нас Акции Акции Новости Новости Статьи Статьи Бренды Бренды Оплата Оплата Контакты Контакты
POSUDA_LOGO.png
+7 (966) 001-57-56
Заказать звонок

Импорт фарфоровой посуды вчера и сегодня. Что мы знаем об этом?

18 Декабря 2017

Импорт фарфоровой посуды вчера и сегодня. Что мы знаем об этом? Ежегодно импорт фарфора и фаянса растет на 20-30% (за исключением кратковременных периодов), что говорит о снижении отечественного производства и постепенном замещении этого сектора посудой из-за границы.

Доля разных стран в импорте изделий из фарфора в РФ в стоимостном выражении по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) по итогам 2016 года (объем всего импорта в РФ в 2016 году принят за 100%) (источник: Таможенная служба)



Фарфорово-фаянсовая, а также керамическая продукция в России условно представлена тремя группами. Первая – это дешевый товар низкого качества, в основном из Азии. Вторая группа – посуда, произведенная в Чехии, России, Китае, хорошего качества и доступной цены. И третья – дорогой элитный фарфор из Великобритании, Германии, США, Польши, имеющий высокую художественную и эстетическую ценность.

В 2008 году импорт фарфора в РФ в стоимостном выражении составил $663 млн. Из-за кризиса в 2009 году поставки фарфора снизились на 35- 40%, однако в 2010 году этот показатель повысился в среднем на 15-20% по сравнению с 2009 годом. Общий объем импорта фарфора в 2016 году составил около $40 млн. Лидерами ввозимого в Россию фарфора в стоимостном выражении за 2016 год стали Китай и Беларусь – на эти 2 страны в совокупности приходится свыше 67% импорта, или порядка $280 млн. При этом по стоимости объем импортируемых изделий из Китая значительно превышает объем ввозимого белорусского фарфора. Если китайские поставщики экспортировали в РФ 682,5 тыс. т при общей стоимости $180 млн, то Беларусь поставила 525 тыс. т продукции на общую сумму $90 млн. Интересно, что в поставках из КНР в большем объеме, по сравнению с прошлыми годами, присутствует готовая продукция, а полуфабрикаты (например, «белье») отстают: сказываются традиции производства фарфоровых изделий и сравнительно невысокая цена готовой продукции для конечного потребителя. Ранее в числе заметных поставщиков на российском рынке присутствовали украинские производители, однако ввиду политических факторов в настоящее время доля Украины в общем объеме импортируемого фарфора невелика.

На сегодняшний день лучше всего продается качественная посуда по сходной цене. Для покупателя важно сочетание внешнего вида, качества и ассортимента. К тому же он выбирает вещи под стиль своей жизни и вкусовые предпочтения. Поэтому рынок посуды для повседневного использования расширяется. На постсоветском пространстве посуда воспринимается как атрибут обеспеченности и достатка хозяев.
Если в столице представлены многие мировые производители и рынок распределен, то в регионах еще возможно продвинуть новую марку посуды.

В 2011 году на территорию РФ официально было завезено 52,8 тыс. т фарфоровой посуды стоимостью около $478,7 млн (здесь и далее – в розничных ценах), в 2012 году – 55,3 тыс. т стоимостью $490,7 млн, а в 2013-м объем упал до 39,2 тыс. т стоимостью $376,7 млн.


Российские потребители выбирают проверенные временем форму, качество, текстуру, цвет – классику, популярную и в других странах. Немногие разбираются в тонкостях изготовления посуды, поэтому мало кто различает твердый и костяной фарфор. Окончательный выбор делается исходя из вкусовых предпочтений. В столице популярна классика, а в регионах – цветочный декор. В целом радикальность не свойственна россиянам.
По итогам 2015 года производство столовой и кухонной посуды, бытовых изделий из фарфора в натуральном выражении преодолело свой минимум и в настоящий момент имеет устойчивую восстановительную динамику.
Согласно исследованию рынка фарфоровой посуды, совокупный прирост объемов производства за 2015 год составил 25%. Среди причин роста производства представители ООО «Башкирский Фарфор» и ПК «Дулевский Фарфор» называют девальвацию национальной валюты. Так, стоимость импортной фарфоровой посуды значительно возросла, в том числе из-за повышения тарифов на логистические услуги; соответственно, продукция российских производителей стала более привлекательна по цене для конечных потребителей.
Драйвером производства также послужила поддержка со стороны государства: в 2013 году были введены таможенные пошлины на ввоз фарфора в Россию, что значительно снизило уровень конкуренции с китайской продукцией и оказало поддержку отечественному производителю. Однако в 2016 году срок действия таможенной пошлины истек, поэтому представители ПК «Дулевский Фарфор» опасаются сокращения объемов производства в ближайшей перспективе на фоне возможного увеличения дешевого импорта. Коммерческий директор ООО «Башкирский Фарфор» Александр Казаков отмечает, что отрасли может помочь увеличение количества госзаказов и урегулирование стандартов качества со стороны государства (эта мера может поспособствовать уходу с рынка фарфора в России иностранных производителей, выпускающих низкокачественную дешевую продукцию).

Как видно из графика, 2011 и 2012 годы были более или менее сопоставимы по динамике, а в 2013 году наблюдается резкое ухудшение ситуации. Снижение объемов импорта фарфоровой посуды началось во II квартале, что, по всей видимости, отражает общее угнетенное состояние рынка посуды. В III квартале 2013 года по отношению к III кварталу 2012 года наблюдался небольшой рост, скорее всего вызванный тем, что в преддверии введения пошлин импортеры старались сделать запасы. Четвертый квартал (обычно – разгар сезона продаж) стал просто катастрофичным – по сравнению с аналогичным периодом 2012 года импорт фарфоровой посуды упал в натуральном выражении в 3,5 раза!

Резкому падению, возможно, способствовал и синергетический эффект. Мало того, что спрос на рынке столовой посуды в течение 2013 года был плохим, так еще начиная с октября импортная фарфоровая посуда в среднем подорожала более чем в 1,5 раза в валютной стоимости, плюс к этому начал падать рубль. В дешевом (и самом массовом) сегменте цены на импортную посуду выросли в несколько раз, что сделало бессмысленными ее закупки.

Введение заградительных пошлин сильно нарушило баланс. В IV квартале 2013 года заметно снизилась доля Китая (до 64,74%), на второе место вышла Малайзия (5,51%), третье место сохранила Чехия (5,35%), на четвертом оказалась Турция (4,62%) и на пятом – ОАЭ (4,24%). Импортные поставки фарфоровой посуды из Украины фактически прекратились.

Таким образом, можно отметить, что первые месяцы действия заградительных пошлин на фарфор оказались очень эффективными с точки зрения сокращения импорта. И не удивительно, что Украина тоже последовала по этому пути. С утратой российского рынка украинское производство фарфоровой посуды оказалось на грани исчезновения, и установление барьеров на пути дешевого импорта является едва ли не последним шансом сохранить заводы.

Сегодня отмена заградительных пошлин уже простимулировала новые заказы в КНР, и что из этого выйдет, покажет самое ближайшее будущее.

По материалам журнала "Посуда"

Назад к списку новостей